Вы здесь
Признать целесообразным передать безвозмездно ...
В 1955 году Советский Союз безвозмездно вернул Германии картины Дрезденской галереи «для развития дружественных отношений между советским и германским народами» (Ф.3 Оп.8. Д.216 Л.48). Полотна, написанные итальянскими художниками эпохи Возрождения, мастерами испанской, голландской, фламандской, немецкой и французской живописи, были спасены солдатами Красной Армии во время Второй мировой войны.
В документах РГАНИ отразилась непростая судьба мировых шедевров искусства. Дрезденская коллекция была вывезена из Германии в качестве военного трофея в частичное возмещение тяжелого ущерба, нанесенного немецко-фашистскими войсками, разграблением сокровищ СССР и уничтожением уникальных памятников живописи, скульптуры и архитектуры (Ф.3 Оп.8. Д.208 Л.4).
В феврале 1945 года Дрезден подвергся бомбардировке со стороны авиации Союзников и был почти полностью разрушен. Пострадало и здание галереи, а многие предметы искусства оказались безвозвратно утрачены. Однако часть полотен смогла уцелеть. Еще в 1943 году гитлеровским командованием было принято решение спрятать особо ценные картины в числе которых «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Динарий кесаря» Тициана, «Ганимед в когтях орла» Рембрандта, «Шоколадница» Лиотара, «Портрет молодого человека» Дюрера и многие другие. В мае 1945 года их обнаружили солдаты Красной Армии: в штольнях заброшенной каменоломни, на чердаке замка Веезенштайн, в подвале Кёнигштайна и других местах. Из-за неподходящих условий хранения многие полотна оказались в ужасном состоянии. Бесценные произведения искусства покрывали плесень и трещины, у некоторых картин началось отслоение красочного слоя. В разрушенном городе было невозможно организовать сохранность и дальнейшую реставрацию полотен, в связи с чем было принято решение переправить их в СССР. На протяжении десяти лет советские реставраторы кропотливо восстанавливали мировые шедевры. Неповрежденные произведения искусства с 1946 г. выставлялись в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на условиях специального допуска.
Впервые вопрос об их дальнейшей судьбе был поднят Министром иностранных дел СССР В.М. Молотовым. В своей записке в ЦК КПСС от 3 марта 1955 г. он предложил два варианта решения вопроса о картинах Дрезденской галереи: оставить полотна в СССР «и открыть к ним широкий доступ зрителей, либо вернуть эти картины немецкому народу» (Ф.3 Оп.8 Д.208 Л.3). Правительство Советского Союза поддержало второй вариант, что нашло отражение в постановлении ЦК КПСС от 5 марта 1955 г. (Там же Л.1). Специально созданная комиссия подготовила предложения о порядке передачи полотен Германии, в том числе: подготовить и провести выставку картин в Музее им. А.С. Пушкина в Москве; создать цветной кинофильм о картинах Дрезденской галереи – «Пять дней, пять ночей» (Оп.8 Д.216 Л.46). В соответствии с решением Советского правительства, было направлено письмо на имя Первого секретаря Социалистической единой партии Германии В. Ульбрихта (Там же Л.48). Произведения выдающихся живописцев вернулись в Дрезден, где хранятся по настоящее время.