Вы здесь

О несостоявшемся экспорте автомобилей «Москвич» в США.

Автомобиль «Москвич-402», выпускавшийся в СССР в конце 1950-х гг., в современной массовой культуре является одним из символов советского прошлого. Благодаря своему дизайну (легко узнаваемые очертания кузова, большие круглые фары) эта модель запомнилась многим гораздо лучше более поздних образцов. Однако сейчас, когда вокруг отечественного автопрома успело сложиться много разных стереотипов, довольно сложно представить, что в самый разгар холодной войны «Москвич» имел все шансы выйти на американский рынок.

Во время визита Н.С. Хрущева осенью 1959 г. в США и его встреч с президентом Д. Эйзенхауэром, последний заинтересовался «Москвичем» и в феврале 1960 г. между советским «Автоэкспортом» и американской «Андреа Моторз» было заключено соглашение о поставке в США 10 тыс. автомобилей модели «Москвич-407» - модернизированной версии «402»-го. К сожалению, этот важный для советского автопрома контракт так и не был реализован.

В фондах РГАНИ хранятся документы, проливающие свет на причины, по которым экспорт советских автомобилей в США не состоялся. Так, в записке заместителя председателя Комиссии Президиума СМ СССР по внешней торговле И.Г. Кабанова В ЦК КПСС от 05.07.1960 (Ф. 3. Оп. 12. Д. 735. Л. 106–111) указано, что некоторые детали «Москвича» не являются патентоспособными и подпадают под действие патентов, выданных американским фирмам. Поскольку поменять конструкцию машины в сжатые сроки было невозможно - Совет министров СССР принял решение отказаться от поставки (Там же. Л. 105).

Причина недовольства американской стороны грядущим завозом «Москвичей» была в другом. Дело в том, что предполагаемая стоимость советского автомобиля в 1500 долларов (в СССР она составляла 25 тыс. руб., что соответствовало 6250 долларов по официальному курсу Госбанка СССР) показалась Министерству финансов США слишком низкой, и послужила поводом обвинить СССР в демпинге – искусственном снижении цен (Там же. Л. 108). В памятной записке, врученной советскому послу, было сказано, что советские автомобили «поступают в США в определенной мере для того, чтобы подорвать американский рынок автомобилей». В итоге, так и не заключенный официально контракт был аннулирован, а жители США остались без «Москвича-407».